А я ем яблоко и смотрю в окно (с)
Летом я была в Крыму и посетила Музей холодной войны в Балаклаве. читать дальше После Второй Мировой войны СССР и США наращивали ядерный потенциал. Именно тогда Сталин отдал Берии (курировавшему в то время «ядерный проект») секретную директиву: найти такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара. После нескольких лет поисков выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили и поменяли статус — город Балаклава превратился в закрытый район города Севастополь. Балаклава была выбрана для строительства подземного комплекса не случайно. Узкий извилистый пролив шириной всего 200—400 м укрывает гавань не только от штормов, но и от посторонних глаз — со стороны открытого моря она не просматривается ни под каким углом.
В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.
Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961.;мои фотографии из музея
Не знаю кто и что для себя вынес после посещения музея - а я так новый хэдканон про Илью и его службу в советской армии. Это действительно, просто хэдканон, ничего больше.
В серии The Spy With My Face Илья упоминает, что служил в русском ВМФ, а в серии Neptune мы видим Илью, одетого в советскую офицерскую форму. В ВМФ служили не менее трех лет, чтобы дослужиться до офицера, учитывая, что все еще несли службу многие офицеры, прошедшие войну, нужно было или больше времени, или определенные заслуги.
В 1953 году было создано специальное строительное управление № 528, которое непосредственно занималось строительством подземного сооружения.
Подземный комплекс строился 8 лет — с 1953 по 1961.;мои фотографии из музея
Не знаю кто и что для себя вынес после посещения музея - а я так новый хэдканон про Илью и его службу в советской армии. Это действительно, просто хэдканон, ничего больше.
В серии The Spy With My Face Илья упоминает, что служил в русском ВМФ, а в серии Neptune мы видим Илью, одетого в советскую офицерскую форму. В ВМФ служили не менее трех лет, чтобы дослужиться до офицера, учитывая, что все еще несли службу многие офицеры, прошедшие войну, нужно было или больше времени, или определенные заслуги.
читать дальше
Принято считать, что история российского морского спецназа начинается 22 октября 1938 года, когда на Тихоокеанском флоте было проведено плановое учение, в ходе которого осуществлена высадка подводных диверсантов через торпедный аппарат дизель-электрической подводной лодки «Щ-112». Согласно сценарию, боевые пловцы вышли через торпедный аппарат ПЛ, доставившей их к месту назначения, и затем перерезали противолодочную сеть, защищавшую вход в бухту Улисс, а потом скрытно вышли на берег, где провели показательную диверсионную акцию. После этого спецназовцы вернулись на подлодку, ожидавшую их на грунте, и ушли в базу. К большому сожалению, широкого распространения такой способ действий боевых пловцов в то время в нашем флоте не получил. После окончания войны немногочисленный спецназ ВМФ был расформирован — «за ненадобностью».
Только в начале 1950-х годов руководство Министерства обороны и командование Военно-морского флота Советского Союза начали воссоздавать отряды специального назначения, иначе — спецназа военно-морской разведки. Директивой начальника ГШ ВМФ СССР от 24 июня 1953 года в составе Черноморского флота было сформировано подразделение подводных диверсантов, первым командиром которого стал капитан 1 ранга Е. В. Яковлев. Однако вскоре стало ясно, что набрать способных бойцов и подготовить их соответствующим образом — это только полдела. Личный состав групп спец назначения надо еще и надлежащим образом вооружить.
Учитывая, что Илья в 56 году выпустился из школы выживания U.N.C.L.E., 53 год не очень подходит. Но можно предположить, что он стажировался в Кембридже, к примеру, уже после 56 года, тогда все боле-менее получается. А, может быть, и Сорбонна была после 56 года.
При этом в достижении боевыми пловцами больших успехов при выполнении специальных задач не последнюю роль должны играть и подводные средства движения особой конструкции, которые позволят спецназовцам скрытно и быстро подходить в район атаки самим и доставлять к месту назначения необходимые грузы.
После краха нацистской Германии в руки советских военных и инженеров попало достаточно большое количество разнообразных образцов трофейного вооружения, военной и специальной техники. Так, например, наступающие советские войска захватили несколько СМПЛ типа «Зеехунд». Задача по проведению исследования и испытаний трофейных «зеехундов» была поручена ленинградскому заводу № 196 («Судомех»). 2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду уже адаптированной под нужды ВМФ СССР мини-подлодки типа «Зеехунд», а уже к 5 ноября ее швартовные испытания были успешно завершены. После этого сразу же начались ходовые испытания, продолжавшиеся до 20 ноября 1947 года. Дальнейшие испытания были приостановлены, мини-подлодку подняли на стенку завода, частично демонтировали и законсервировали на зиму. Весной следующего года на заводе были проведены доспусковые работы, а затем осуществлены швартовные испытания советского «тюленя». Дальность плавания, скорости погружения, автономность, длительность непрерывного пребывания под водой, по данным А. Б. Аликина, в ходе испытаний не определялись. Затем мини-субмарина была передана в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Личный состав отряда, насколько можно судить по имеющимся скудным данным отечественных источников, достаточно интенсивно использовал «Зеехунд» — преимущественно для исследования возможностей сверхмалых подводных лодок как одного из средств ведения вооруженной борьбы на море в современных условиях.
![](http://topwar.ru/uploads/posts/2010-11/1290157566_2009081802.jpg)
Ага, а вот 48 год года нам очень даже подходит. Илья уже тогда был комсомольцем, скорее всего, учился в ВУЗе или работал на том же "Судмехе" заканчивая вечернюю школу, и по комсомольской линии мог вполне попасть в этот проект. Он небольшого роста и очень гибкий из-за занятий гимнастикой - отличный вариант для подводного диверсанта-разведчика, не говоря уже о прочих его достоинствах. В 18 лет его призвали в тот же самый отряд. Потом скорее всего он учился на физика-ядерщика и служил уже на Черном море - время подходит. Тогда дослужиться до офицера - вполне реальное дело, особенно, если он помогал создавать как раз те самые новые отряды подводных диверсантов.
Естественно, что к такому «диковинному» для нашего флота оружию проявляли интерес и руководители созданного спецназа. Однако предпринимались руководством спецназа и меры по созданию своих собственных средств. Так, например, по воспоминаниям проходивших в спецназе службу флотских офицеров, располагавшийся тогда в подмосковном Жуковском опытный завод выполнил для них по выданному ТТЗ проектирование сверхмалой подводной лодки, предназначенной для разведывательно-диверсионных операций.
Частично проблема оснащения спецназа необходимым подводным снаряжением была решена после того, как по заказу главного штаба ВМФ СССР сотрудниками кафедры торпедного оружия Ленинградского кораблестроительного института были разработаны двухместный транспортировщик торпедной конфигурации «Сирена» и одноместные буксировщики «Протей-1» (крепится на груди) и «Протей-2» (крепится на спине). Последний, правда, по ряду причин в советском ВМФ не прижился.
На свои места все встало лишь в 1966 году, когда распоряжением первого заместителя министра судостроительной промышленности СССР М. В. Егорова все работы по проекту сверхмалой подводной лодки (СМПЛ), названному «Тритон-2 М», были переданы в Центральное проектное бюро (ЦПБ) «Волна», а строительство данных аппаратов было поручено вести расположенному в Ленинграде Ново-Адмиралтейскому заводу.
В конечном итоге в 1967 году были осуществлены доработка и испытания макетного образца шестиместной СМПЛ «Тритон-2 М», по результатам которых было начато проектирование головного образца сверхмалой подводной лодки — транспортировщика легководолазов типа «Тритон-2» и нового аппарата типа «Тритон-1 М», рассчитанного на двух человек.
Эскизный проект СМПЛ «Тритон-1 М» был разработан в 1968 году и в том же году заместителем главного конструктора был назначен В. С. Спиридонов. Одновременно шли и работы с контрагентами по вопросам создания для новых аппаратов различных технических средств. Так, по выданным бюро «Волна» тактико-техническим заданиям контрагентами были в кратчайший срок разработаны технические проекты нескольких типов оборудования и систем для этой «малютки».
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9312/137106206.43f/0_e81be_2d8d9b54_orig.jpg)
Разработка технического проекта двухместной сверхмалой подлодки была завершена в декабре 1969 года, и 4 апреля следующего, 1970 года он был окончательно утвержден совместным решением Министерства судостроительной промышленности (МСП) и ВМФ СССР. Это дало возможность конструкторскому коллективу ЦПБ «Волна» приступить к разработке рабочих чертежей и технической документации на «Тритон-1 М» уже в 1970 году, а в третьем квартале того же года вся рабочая документация по СМПЛ была передана на Ново-Адмиралтейский завод, и в том же году рабочие завода приступили к строительству первых СМПЛ типа «Тритон-1 М».
«Тритон-1 М» представляет собой сверхмалую подводную лодку — транспортировщик легководолазов так называемого «мокрого» типа. Это означает, что у нее отсутствует прочный корпус для экипажа и включенные в индивидуальные дыхательные аппараты боевые пловцы находятся в проницаемой для забортной воды кабине СМПЛ. Прочные, непроницаемые объемы (отсеки небольшого размера), имеющиеся на СМПЛ, предназначены только для установленных на ней пульта управления (расположен в кабине подлодки), аккумуляторной ямы (находится непосредственно за кабиной, включает аккумуляторную батарею типа СЦ-300 мощностью 69 кВт) и электромоторного отсека, который размещен в кормовой оконечности «Тритона-1 М».
Доставка сверхмалой подводной лодки типа «Тритон-1 М» к месту проведения операции может осуществляться на борту надводных кораблей судов различного водоизмещения, а также подводными лодками. Перевозка данной СМПЛ может быть проведена любыми транспортными средствами — автомобильными, железнодорожными и даже авиационными.
Что касается оружия, возимого на СМПЛ «Тритон-1 М», то у каждого водолаза есть так называемый специальный водолазный мешок, который на берегу упаковывается и герметизируется, после чего он размещается водолазами под их сиденьями на СМПЛ. При выходе из подлодки — это, как правило, производится на грунте (подлодка кладется на грунт и раскрепляется подводными якорями) — данный мешок забирается бойцами.
Гарантированный срок хранения на грунте СМПЛ «Тритон-1 М», в соответствии с проектной документацией, составляет 10 суток. После выполнения боевой задачи водолазы по сигналу специального гидроакустического маяка, устанавливаемого на СМПЛ, возвращаются в точку и уходят домой — либо на носитель, подводный или надводный. Всплытие СМПЛ осуществляется при помощи воздуха высокого давления, хранимого в специальных прочных баллонах. Данная система энергонезависима: достаточно открыть вентиль и наполнить цистерну воздухом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4905/137106206.440/0_e81c1_dce328af_orig.jpg)
Да, поплавать на "Тритоне" Илья бы не успел никак, но, согласитесь - эта лодка как раз для него, мне хочется думать, что он был как-то причастен к ее созданию. И, может быть, его вызов в Союз, который мы видели в сериале, имел какое-то отношение к этой лодке, почему бы и нет?
материалы и некоторые фото взяты отсюда
Принято считать, что история российского морского спецназа начинается 22 октября 1938 года, когда на Тихоокеанском флоте было проведено плановое учение, в ходе которого осуществлена высадка подводных диверсантов через торпедный аппарат дизель-электрической подводной лодки «Щ-112». Согласно сценарию, боевые пловцы вышли через торпедный аппарат ПЛ, доставившей их к месту назначения, и затем перерезали противолодочную сеть, защищавшую вход в бухту Улисс, а потом скрытно вышли на берег, где провели показательную диверсионную акцию. После этого спецназовцы вернулись на подлодку, ожидавшую их на грунте, и ушли в базу. К большому сожалению, широкого распространения такой способ действий боевых пловцов в то время в нашем флоте не получил. После окончания войны немногочисленный спецназ ВМФ был расформирован — «за ненадобностью».
Только в начале 1950-х годов руководство Министерства обороны и командование Военно-морского флота Советского Союза начали воссоздавать отряды специального назначения, иначе — спецназа военно-морской разведки. Директивой начальника ГШ ВМФ СССР от 24 июня 1953 года в составе Черноморского флота было сформировано подразделение подводных диверсантов, первым командиром которого стал капитан 1 ранга Е. В. Яковлев. Однако вскоре стало ясно, что набрать способных бойцов и подготовить их соответствующим образом — это только полдела. Личный состав групп спец назначения надо еще и надлежащим образом вооружить.
Учитывая, что Илья в 56 году выпустился из школы выживания U.N.C.L.E., 53 год не очень подходит. Но можно предположить, что он стажировался в Кембридже, к примеру, уже после 56 года, тогда все боле-менее получается. А, может быть, и Сорбонна была после 56 года.
При этом в достижении боевыми пловцами больших успехов при выполнении специальных задач не последнюю роль должны играть и подводные средства движения особой конструкции, которые позволят спецназовцам скрытно и быстро подходить в район атаки самим и доставлять к месту назначения необходимые грузы.
После краха нацистской Германии в руки советских военных и инженеров попало достаточно большое количество разнообразных образцов трофейного вооружения, военной и специальной техники. Так, например, наступающие советские войска захватили несколько СМПЛ типа «Зеехунд». Задача по проведению исследования и испытаний трофейных «зеехундов» была поручена ленинградскому заводу № 196 («Судомех»). 2 ноября 1947 года состоялся спуск на воду уже адаптированной под нужды ВМФ СССР мини-подлодки типа «Зеехунд», а уже к 5 ноября ее швартовные испытания были успешно завершены. После этого сразу же начались ходовые испытания, продолжавшиеся до 20 ноября 1947 года. Дальнейшие испытания были приостановлены, мини-подлодку подняли на стенку завода, частично демонтировали и законсервировали на зиму. Весной следующего года на заводе были проведены доспусковые работы, а затем осуществлены швартовные испытания советского «тюленя». Дальность плавания, скорости погружения, автономность, длительность непрерывного пребывания под водой, по данным А. Б. Аликина, в ходе испытаний не определялись. Затем мини-субмарина была передана в опытную эксплуатацию размещавшемуся в Кронштадте отряду подводного плавания. Личный состав отряда, насколько можно судить по имеющимся скудным данным отечественных источников, достаточно интенсивно использовал «Зеехунд» — преимущественно для исследования возможностей сверхмалых подводных лодок как одного из средств ведения вооруженной борьбы на море в современных условиях.
![](http://topwar.ru/uploads/posts/2010-11/1290157566_2009081802.jpg)
Ага, а вот 48 год года нам очень даже подходит. Илья уже тогда был комсомольцем, скорее всего, учился в ВУЗе или работал на том же "Судмехе" заканчивая вечернюю школу, и по комсомольской линии мог вполне попасть в этот проект. Он небольшого роста и очень гибкий из-за занятий гимнастикой - отличный вариант для подводного диверсанта-разведчика, не говоря уже о прочих его достоинствах. В 18 лет его призвали в тот же самый отряд. Потом скорее всего он учился на физика-ядерщика и служил уже на Черном море - время подходит. Тогда дослужиться до офицера - вполне реальное дело, особенно, если он помогал создавать как раз те самые новые отряды подводных диверсантов.
Естественно, что к такому «диковинному» для нашего флота оружию проявляли интерес и руководители созданного спецназа. Однако предпринимались руководством спецназа и меры по созданию своих собственных средств. Так, например, по воспоминаниям проходивших в спецназе службу флотских офицеров, располагавшийся тогда в подмосковном Жуковском опытный завод выполнил для них по выданному ТТЗ проектирование сверхмалой подводной лодки, предназначенной для разведывательно-диверсионных операций.
Частично проблема оснащения спецназа необходимым подводным снаряжением была решена после того, как по заказу главного штаба ВМФ СССР сотрудниками кафедры торпедного оружия Ленинградского кораблестроительного института были разработаны двухместный транспортировщик торпедной конфигурации «Сирена» и одноместные буксировщики «Протей-1» (крепится на груди) и «Протей-2» (крепится на спине). Последний, правда, по ряду причин в советском ВМФ не прижился.
На свои места все встало лишь в 1966 году, когда распоряжением первого заместителя министра судостроительной промышленности СССР М. В. Егорова все работы по проекту сверхмалой подводной лодки (СМПЛ), названному «Тритон-2 М», были переданы в Центральное проектное бюро (ЦПБ) «Волна», а строительство данных аппаратов было поручено вести расположенному в Ленинграде Ново-Адмиралтейскому заводу.
В конечном итоге в 1967 году были осуществлены доработка и испытания макетного образца шестиместной СМПЛ «Тритон-2 М», по результатам которых было начато проектирование головного образца сверхмалой подводной лодки — транспортировщика легководолазов типа «Тритон-2» и нового аппарата типа «Тритон-1 М», рассчитанного на двух человек.
Эскизный проект СМПЛ «Тритон-1 М» был разработан в 1968 году и в том же году заместителем главного конструктора был назначен В. С. Спиридонов. Одновременно шли и работы с контрагентами по вопросам создания для новых аппаратов различных технических средств. Так, по выданным бюро «Волна» тактико-техническим заданиям контрагентами были в кратчайший срок разработаны технические проекты нескольких типов оборудования и систем для этой «малютки».
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/9312/137106206.43f/0_e81be_2d8d9b54_orig.jpg)
Разработка технического проекта двухместной сверхмалой подлодки была завершена в декабре 1969 года, и 4 апреля следующего, 1970 года он был окончательно утвержден совместным решением Министерства судостроительной промышленности (МСП) и ВМФ СССР. Это дало возможность конструкторскому коллективу ЦПБ «Волна» приступить к разработке рабочих чертежей и технической документации на «Тритон-1 М» уже в 1970 году, а в третьем квартале того же года вся рабочая документация по СМПЛ была передана на Ново-Адмиралтейский завод, и в том же году рабочие завода приступили к строительству первых СМПЛ типа «Тритон-1 М».
а здесь можно рассмотреть лодку поближе : virtual-sevastopol.ru/album/muzei/balaklava_obj...
«Тритон-1 М» представляет собой сверхмалую подводную лодку — транспортировщик легководолазов так называемого «мокрого» типа. Это означает, что у нее отсутствует прочный корпус для экипажа и включенные в индивидуальные дыхательные аппараты боевые пловцы находятся в проницаемой для забортной воды кабине СМПЛ. Прочные, непроницаемые объемы (отсеки небольшого размера), имеющиеся на СМПЛ, предназначены только для установленных на ней пульта управления (расположен в кабине подлодки), аккумуляторной ямы (находится непосредственно за кабиной, включает аккумуляторную батарею типа СЦ-300 мощностью 69 кВт) и электромоторного отсека, который размещен в кормовой оконечности «Тритона-1 М».
Доставка сверхмалой подводной лодки типа «Тритон-1 М» к месту проведения операции может осуществляться на борту надводных кораблей судов различного водоизмещения, а также подводными лодками. Перевозка данной СМПЛ может быть проведена любыми транспортными средствами — автомобильными, железнодорожными и даже авиационными.
Что касается оружия, возимого на СМПЛ «Тритон-1 М», то у каждого водолаза есть так называемый специальный водолазный мешок, который на берегу упаковывается и герметизируется, после чего он размещается водолазами под их сиденьями на СМПЛ. При выходе из подлодки — это, как правило, производится на грунте (подлодка кладется на грунт и раскрепляется подводными якорями) — данный мешок забирается бойцами.
Гарантированный срок хранения на грунте СМПЛ «Тритон-1 М», в соответствии с проектной документацией, составляет 10 суток. После выполнения боевой задачи водолазы по сигналу специального гидроакустического маяка, устанавливаемого на СМПЛ, возвращаются в точку и уходят домой — либо на носитель, подводный или надводный. Всплытие СМПЛ осуществляется при помощи воздуха высокого давления, хранимого в специальных прочных баллонах. Данная система энергонезависима: достаточно открыть вентиль и наполнить цистерну воздухом.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4905/137106206.440/0_e81c1_dce328af_orig.jpg)
Да, поплавать на "Тритоне" Илья бы не успел никак, но, согласитесь - эта лодка как раз для него, мне хочется думать, что он был как-то причастен к ее созданию. И, может быть, его вызов в Союз, который мы видели в сериале, имел какое-то отношение к этой лодке, почему бы и нет?
материалы и некоторые фото взяты отсюда
@темы: кадры, джен, Illya Kuryakin, неделя с Дэвидом
Спасибо за технические вкусности и интересности.
Очень интересная интрига, да еще с таким обоснованием
Спасибо!
Лодка, кстати, Илье очень подходит.