Бродят бешеные волки по дороге скрипачей
Дорогие сообщники, помогите разобраться с одним вопросом от иностранцев, который меня поставил в тупик, потому что я про это ничего особо не знаю.
Оригинал:
Most fanon incorporates the idea in the original canon character description of Illya that he has a box of jazz records under his bed to make him a jazz enthusiast. There's always canon Cambridge and Paris where he could have picked up the jazz habit I suppose, but I've often wondered about whether it could be from his teenage or family years. There's a common perception here that "dictators hate jazz." Assuming that all of Illya's years are likely to be in the Stalin Era does it seem possible that his secret stash of jazz records is the continuation of some secret rebellious teenage thing he did which involved lots of semi-illegal activities to obtain. I've quite liked the idea that it's basically Illya's version of smoking cannabis and he's doing it in part because he knows it's a forbidden thing.
Криворукий перевод:
Большая часть фанона вносит в каноничное описание Ильи как персонажа идею о том, что у него под кроватью есть коробка с джазовыми пластинками, что делает его ценителем джаза. Есть каноничные Кембридж и Париж, где он, думаю, мог бы заболеть джазом, но мне всегда было интересно, могло ли это произойти уже тогда, когда он был подростком или когда жил с семьей. Здесь у нас есть общее мнение, что «диктаторы ненавидят джаз». Исходя из того, что Илья рос в эпоху Сталина, кажется ли возможным, что его тайник с джазовыми пластинками является продолжением какого-то тайного бунтарства, которое включает множество полулегальных занятий. Мне нравится идея, что это у Ильи по сути такая версия «покурить травку» и отчасти он делает это, поскольку знает, что это запрещено.
Что думаете?
Спросили здесь - mfu-canteen.livejournal.com/2156840.html?thread...
Там вообще человек очень любознательный. Уже не знаю, куда бежать))
Оригинал:
Most fanon incorporates the idea in the original canon character description of Illya that he has a box of jazz records under his bed to make him a jazz enthusiast. There's always canon Cambridge and Paris where he could have picked up the jazz habit I suppose, but I've often wondered about whether it could be from his teenage or family years. There's a common perception here that "dictators hate jazz." Assuming that all of Illya's years are likely to be in the Stalin Era does it seem possible that his secret stash of jazz records is the continuation of some secret rebellious teenage thing he did which involved lots of semi-illegal activities to obtain. I've quite liked the idea that it's basically Illya's version of smoking cannabis and he's doing it in part because he knows it's a forbidden thing.
Криворукий перевод:
Большая часть фанона вносит в каноничное описание Ильи как персонажа идею о том, что у него под кроватью есть коробка с джазовыми пластинками, что делает его ценителем джаза. Есть каноничные Кембридж и Париж, где он, думаю, мог бы заболеть джазом, но мне всегда было интересно, могло ли это произойти уже тогда, когда он был подростком или когда жил с семьей. Здесь у нас есть общее мнение, что «диктаторы ненавидят джаз». Исходя из того, что Илья рос в эпоху Сталина, кажется ли возможным, что его тайник с джазовыми пластинками является продолжением какого-то тайного бунтарства, которое включает множество полулегальных занятий. Мне нравится идея, что это у Ильи по сути такая версия «покурить травку» и отчасти он делает это, поскольку знает, что это запрещено.
Что думаете?
Спросили здесь - mfu-canteen.livejournal.com/2156840.html?thread...
Там вообще человек очень любознательный. Уже не знаю, куда бежать))
То есть в детстве Ильи это вполне могла быть популярная у родителей и их друзей музыка, некоторый шик в этой среде. А вот тайник с пластинками мог появиться позже - когда к этому начали относиться всерьез. Причем, скорее всего, это был тайник не для того, чтобы доставать и слушать (не дай бог соседи услышат, могут настучать), а просто чтобы не выкидывать, сохранить, если не до лучших времен, так просто как напоминание о прежней жизни.
И кстати: если его отец воевал, то спокойно мог привезти с фронта хоть пластинки, хоть что. Папа говорит (он войну дитенком застал) что после войны показывали очень большое количество трофейных фильмов в том числе и в их маленьком городишке.
Если родители Ильи входили в высшее руководство, были выездными или актерами-музыкантами-академиками, то у них могли быть пластинки. Теоретически.
А следующая джазовая волна пошла как раз в конце пятидесятых - в начале шестидесятых. Ну и были, конечно, рисковые, кто и в сороковые-пятидесятые джаз слушал, но это действительно было небезопасно - "низкопоклонство перед Западом", шло бы как отягчающее при любых сомнительных обстоятельствах. А свежие джазовые пластинки в это время можно было достать только при сомнительных обстоятельствах, то есть слушать актуальный джаз можно было, только так или иначе нарушив закон или посоучаствовав в его нарушении.
вот из вики:
1930-1950s: Soviet jazz[edit]
Jazz music was introduced to Soviet audiences by Valentin Parnakh in the 1920s. Singer Leonid Uteosov and film score composer Isaak Dunayevsky helped its popularity, especially with the popular comedy film Jolly Fellows that featured a jazz soundtrack. Eddie Rosner, Oleg Lundstrem and others contributed to Soviet jazz music.
In the late 1940s, during the "anti-cosmopolitanism" campaigns, jazz music suffered from ideological oppression, as it was labeled "bourgeois" music. Many bands were dissolved, and those that remained avoided being labeled as jazz bands.
In the 1950s underground samizdat jazz journals and records became more common to disseminate musical literature and music.
ru.wikipedia.org/wiki/Музыка_СССР
то бишь преследование началось в самом конце 40х (борьба с космополитизмом 48-53) и закончилось с оттепелью. в принципе, если брать Илью 33 г.р. - то ему 15 - я думаю он уже должен был бы достаточно наслушаться джаза раньше, чтобы воспринимать как запретно-сладкое, а уж потом и вовсе... тут дело скорее не в запретности или подростковом бунте (что лично я у наших детей военного поколения вообще не представляю) а в дефицитности, то есть знании, что в дома он такое фиг достанет, поэтому складирует. почему именно под кроватью? ну чтобы ближе к телу, фетиш у него такой)))))))
Как в "Понедельник начинается в субботу", когда Саша вспоминает о свои соседях по коммуналке, которые заработавшись за полночь, шли к нему искать сигареты. А с Корнеевым у них был общий костюм на двоих.
И пожалуйста, пожалуйста, попыайтесь донести до американского кузена, что травка - это не наш метод. пусть он в ту сторону не думает даже.
и просто красавец, несколько иностранных языков, музыка, разряд по шахматам, подготовка к поступлению в серьёзный вуз... Как в том анекдоте, "девушка, вы не будете петь, вам просто некогда будет". Мог купить с рук пару пластинок, но чтобы торговать на чёрном рынке, этому надо посвятить время. А времени у юного Ильи просто не былоЭто хорошее качественное исследование, и, как оказалось, и в конце 40-х, и в начале 50-х джаз вовсе не сидел в подполье. Если коротко: 1) в этот период продолжали активно выходить пластинки, понятное дело, что выходили они, конечно, в качестве госзаказа! 2) собирались и гастролировали джазовые ансамбли, 3) в 1949 году проведен первый джазовый фестиваль, 4) джаз постоянно звучал на радио.
Так что, серьезных гонений на джаз, как на музыкальное направление, таки не было. Другое дело, возможно, различные околостиляжные вечеринки, на которых комсомольцу, понятное дело, лучше было не присутствовать ).
Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира.
Хронология Джаза в СССР
Литература по теме: Джаз-банд и современная музыка, сб. статей, Л., 1926; Как организовать железнодорожный ансамбль песни и пляски и джаз-оркестр, сб. статей, М., 1939; Мысовский В. и Фейертаг В., Джаз (краткий очерк), Л., 1960; Утесов Л., С песней по жизни, М., 1961; Минх Н., Прага. Фестиваль джаза, "МЖ", 1962, No 2; Конен В. Д., Пути развития американской музыки, М., 1965; Чернов А. и Бялик М., О легкой музыке. О хорошем вкусе, М.-Л., 1965; Армстронг Л., Моя жизнь в музыке, "Театр", 1965, No 10, 12, 1966, No 2, 3; Ojakдд V., Dzдssmuusika (Kaasjatitel R. Pangsepp), Tallinn, 1966; Переверзев Л., Из истории джаза, "МЖ", 1966, No 3, 5, 9, 12; его же, Дюк Эллингтон и его оркестр, "МЖ", 1971, No 22; Nаisоо U., Dzaszilik harmoonia ja or Kestratsioon, Tallinn, 1969; Симоненко В. Ф., Советский джаз, в кн.: Мелодии джаза, К., 1972; Баташев А. Н., Советский джаз, М., 1972; Armstrong L., Swing that music, N. Y., 1936; его же, Satchmo, N. Y., 1954; Finkelstein S., Jazz.: a people's music, N. Y., 1948; Hodeir A., Hommes et problиmes du jazz, P., 1954; Dauer A. M., Der Jazz, seine Ursprьnge und seine Entwicklung, Eisenach-Kassel, 1958; его же, Jazz, die magische Musik, Bremen, 1961; Stearns M., The story of jazz, N. Y., 1958; Feather L., The encyclopedia of jazz, N. Y., 1960; его же, The book of jazz, N. Y., 1965; его же, The encyclopedia of jazz in the sixties, N. Y., 1966; Asriel A., Jazz, В., 1966; Sсhu11er G., The history of jazz, v. 1 - Early jazz; its roots and musical development, N. Y., 1968; Shaw A., The world of soul, N. Y., 1970; Williams M., The jazz tradition, N. Y., 1970; Lee E., Music of the people. A study of popular music in Great Britain, L., 1971.
но чтобы торговать на чёрном рынке, этому надо посвятить время. А времени у юного Ильи просто не было а торговать зачем?
В вопросе говорится про полу- или не- легальную деятельность, выступающую как протест и аналог употребления травки. Купить на рынке пластинку - вполне легально, нелегально - если он ими торговал, то есть занимался незаконным предпринимательством
Я не нашел в жж, было ли разбирательство вопроса дессидентства Ильи, которое забугорные фанаты так любят вписывать в фикшен?
archiveofourown.org/works/2390555
P. S. archiveofourown.org/works/2388332
спасибо, а то я жду этого обсуждения.
и под таким прикрытием тайно торговали спиртным, а вот 60-е джаз вытеснил рок-н-ролл и бит. И любовь к джазу в 60-е вполне можно рассматривать как этакий бунт против новых веяний. Джаз всегда считался музыкой старшего поколения и консерваторов.Да, я опять со своей музыкальной колокольни
Простите, я не много не в тему, поэтому оффтопом - меня эта песня уже два месяца преследует
lindafishes8, jazz - this on 45 percent improvisation (maybe more, but I think so). Agent's work - improvisation too. I think Illya like jazz because he sees himself in it. He introverted person and could hide their interests because...because it's a private space) Why not?
But why would someone with the scientific educational background from the Sorbonne and Cambridge like Jazz?
I think Illya has some musical education as well, he plays several musical instruments at least.
As the current Radio Jazz motto goes, "Jazz used to be music for the rich, Jazz used to be music for the poor, but Jazz always was music for the smart"
Извините, был взволнован